Загадки вокального слуха
31.05.17
Существует слух музыкальный и слух вокальный. Люди, которые имеют великолепный музыкальный слух, далеко не во всех случаях становятся прекрасными вокалистами. Рассмотрим, каким должен быть вокальный слух и как он формируется.
Возможности слуха
Способность человека разговаривать, петь, играть на музыкальных инструментах связана со способностью воспринимать звуки из окружающего мира. Так что если человек лишен слуха с рождения, он не получает дара речи, тем более дара петь или играть на любом из музыкальных инструментов.
Речь является также рефлексом. Основой речи в физиологии человека считается целая система условных рефлексов, которые находятся в головном мозге. В качестве безусловных раздражителей выступают сами предметы внешнего мира (ароматы, цвета, звуки и пр.), а в качестве условных – это те зрительные, слуховые и прочие раздражители, которые появляются у человека во время восприятия и формирования речи. К примеру, кусочек лимона, положенный в рот, вызывает у человека обильное слюноотделение. Именно так и проявляется условный рефлекс. Само слово «лимон» для человека является сигналом чувства кислоты, поэтому речь можно определить как сигнал сигналов. Именно за счет слова становится возможным создание искусства и науки.
Каждый из нас воспринимает звуковую речь с помощью слуха. В основе певческих способностей главным образом лежит восприятие и умение слушать чужое пение и музыку. Певец, который обучается пению, словно впервые учит слова, старается подражать тому, как звучат певческие голоса людей. Восприятие на слух является самым первым и самым важным этапом обучения, которому в дальнейшем будут подчинены занятия, направленные на налаживание голосового мышечного аппарата.
Как развивать вокальный слух?
Одним из самых главных методов воспитания певца является постоянное слушание им лучших вокалистов и педагогов, постоянное наполнение мозга новыми слуховыми эмоциями и звуковыми образами. Однако важно, чтобы все поступающие музыкальные сигналы были предельно совершенны и красивы.
Известно, что на практике успехи в вокале в большой степени объясняются отличным ранним вокально-музыкальным детским воспитанием. Поэтому нам необходимо с высокой требовательностью относиться к тому, что наши дети слушают по радио, на концертах или по телевидению, а также к тому, что позволяет формировать их вкусы. Ведь всегда в раннем возрасте увеличена впечатлительность и восприимчивость слуха.
Как показала практика обучения пению взрослых людей, если человек в детстве хоть недолго обучался игре на каком-либо музыкальном инструменте, то грамотное музыкальное восприятие и слух у него должны присутствовать.
Каждый человек имеет несравненно большие возможности в плане совершенствования полученных им навыков и рефлексов, в частности вокальных умений. Однако чем раньше мы осваиваем какой-то рефлекс, тем он прочнее становится и сложнее подвергается переделке со временем.