Анекдоты о музыкальном образовании


Выявление музыкальных способностей



Постоянно растущее количество музыкальных школ, кружков и студий на первый план выдвигает проблему целенаправленного музыкального и культурного воспитания детей с разным уровнем музыкальных способностей. Перед музыкантами-педагогами помимо вопроса о выявлении самых способных учеников, стоит проблема возможности развития и формирования отсутствующих музыкальных способностей, то есть вопрос о прогнозе и диагностике способностей.

Как выявляются способности ученика?

Традиционные способы выявления музыкальных способностей, которые применяются в традиционных музыкальных школах, сегодня уже не соответствуют задачам массового эстетического и музыкального воспитания подростков и детей. Если ранее из большого количества желающих с учетом сравнительно небольшого количества мест в школах можно было выбрать самых способных детей, то в настоящее время картина изменилась кардинально. В школы поступает большое число детей со «средними» музыкальными способностями, которые по каким-либо причинам не могли развиваться спонтанно. И в настоящее время отбор самых способных превращается в большую проблему, решить которую при помощи традиционных методов просто невероятно.

Суть данной методики состоит в том, что у ребенка проверяются ритм, слух, музыкальная память, как думают испытующие. То есть будущий ученик должен спеть какую-нибудь песенку, повторить отрывок мелодии голосом – это тест на память, а также повторить определенный ритм, продемонстрированный преподавателем стуком в ладоши.

Безусловно, в столь древней транскрипции традиционная методика встречается достаточно редко. Однако и все новые приемные испытании построены на том же принципе – проверке ритма, слуха и памяти.

Чем плохи традиционные методы?

Недостаток традиционной методики заключается в том, что экспериментаторы во время проверки слуха не могут отдавать себе отчет в том, что за слух они пытаются проверить, и что за слух им продемонстрирует испытуемый. Они на самом деле забывают, а иногда и просто не догадываются о том, что мелодический слух, к примеру, делится на две составляющих: перцептивный, то есть эмоциональный, и репродуктивный, то есть слуховой.

Если ребенок неправильно воспроизводит мелодию голосом, то слух у него, скорее всего плохой. Однако все испытания подобного рода относятся только к одному компоненту – слуховому. А об эмоциональной составляющей слуха, которая также может быть вполне хорошей, никто не говорит.

Признак наличия слуха

Если ребенок правильно отвечает на вопрос о том, сколько звуков имел сыгранный аккорд, и верно отличает диссонанс от консонанса, то педагоги думают, что ученика хороший гармонический слух. Но на самом деле это дает возможность понимать только верное ощущение тембра. Истинным критерием присутствия гармонического восприятия звуков может стать выделение отдельных звуковысотных линий, определенных голосов из многоголосного движения музыки.




статистика посещения интернет
Rambler's Top100