Немецкая вокальная школа
02.02.20
В Германии, в отличие от Франции и Италии, государственная опера появилась позднее. Вначале в Германию прибывали итальянцы, которые распространяли свою национальную школу пения. Но в конце семнадцатого века в Гамбурге был открыт оперный театр на средства от торговых сделок. Первый спектакль был поставлен на любительском уровне и исполнялся случайными артистами. Это была опера Иоаганна Тейле «Адам и Ева». Однако в дальнейшем вокальная школа Германии получила активное развитие.
Как развивалась немецкая вокальная школа?
В 1774 году в столице был открыт театр, а спустя три года театр открылся в Мангейме. Старинный театр в Мангейме стал важнейшим этапом развития вокальной школы Германии. Этот период был связан с именем Баха. У этого музыканта хоть и нет опер, но есть мессы, кантаты и страсти, которые по своему масштабу не уступают именитым операм. Для Баха голос считался одним из главных инструментов в полифонической системе музыки. Отсюда свое начало берет инструментальный певческий стиль. Каждому певцу полезно освоить его, чтобы правильно со стилистической точки зрения исполнять музыку Баха, барокко, Перголези и др.
Это в первую очередь ровное звучание, практически без вибрато, чистое, с корректной интонацией, без подъездов и призвуков. Исполнение должно быть простым, но при этом выразительным. Для пения Баха необходимо ровное широкое дыхание, подвижный голос, который позволяет исполнять колоратуры, которые здесь, в отличие от итальянской музыки демонстрируют красоту голоса, эмоции и переживания.
Моцарт в немецкой школе музыки
Моцарт стал следующим этапом в развитии немецкой школы. Две его оперы были написаны на германское либретто: «Волшебная флейта» и «Похищение из Сераля». Вокальные партии в каждой опере Моцарта довольно сложные, несмотря на то, что их характер жизнерадостный. Для исполнения Моцарта требуется идеальная интонация, легкое пение колоратур, безупречный чистый тон.
Создателем национальной немецкой оперы признан Карл Мария фон Вебер. Творчество этого композитора положило начало романтизму. В его опере «Вольный стрелок», которая основана на народном фольклоре, чередуются разговорные диалоги и музыкальные номера. Произведение получило такой большой успех, что серьезно пошатнуло позиции оперы Италии. Дальнейшим этапом развития немецкой оперы был Фиделио, а затем Бетховен со своей девятой симфонией. Партии Фиделио особо сложны и нуждаются в гибком переходе от драматических речитативов к ариям. В финале Девятой симфонии Бетховена все голоса должны быть мощными, выносливыми и полетными.
Школа Фридриха Шмитта
Главной идеей Шмитта стало построение в первую очередь среднего регистра и распространение правильно сформированного тона на диапазон. Идеи Шмитта были воплощены его учеником – Юлиусом Геем, который работал вместе с Вагнером и воспитал целую армию немецких певцов. Вагнер создал особенную национальную школу вокала, отражающую тонкости немецкого языка.