Многоголосие в музыке
11.02.20
Одной из форм гармонического письменного анализа может являться схематическая запись, отражающая многоголосье в музыке. Для этого могут использоваться схемы разного вида. В обучении детей музыкальные диктанты – схемы должны перейти в запись нижнего голоса баса и мелодии. Задача заключается в том, чтобы научиться выделять басовую линию из звучащего многоголосья. Для подобных диктантов нужно выбирать примеры хорального строгого четырехголосного ряда. Желательно, чтобы учащающиеся при обучении подобные гармонические диктанты обознались цифрами, соответствующими гармонии.
Особенности записи многоголосья
Без сомнений, запись всех голосов в четырехголосии весьма сложная, и доступна не всем. Однако в прослушивании голосоведения учащиеся должны воспользоваться знаниями гармонии. Дальнейшее развитие умения делать записи многоголосья в музыке приводит к полифоническим приемам, где в качестве основы выступает горизонтальное слушание. Во время работы над данными примерами преподавателю нужно обращать внимание учеников на гармоническую структуру. Такой же принцип нужно использовать и по отношению к примерам разной фактуры: фортепианной музыки, вокального произведения с музыкальным сопровождением и пр. Нужно записывать разную фактуру, различное число голосов.
Помимо этого, можно давать ученикам примеры из музыкальной литературы в разных трембральных звучаниях. К примеру, давать слушать различные инструменты для диктантов одноголосного типа, звуки пения хора, струнных ансамблей для двухголосных исполнений. Также нужно упражняться с симфоническим и народным оркестром, чтобы освоить многоголосные диктанты. Это привнесет много нового в метод преподавания, создаст новые сложности, а также новую область в развитии слуха по тембрам.
Тембровые диктанты
В многоголосии диктанты по тембрам дают возможность применять новые формы записи, к примеру, солирующий тембр с фортепианным сопровождением. В зависимости от тембров меняется метод записи двухголосия. Если идет речь об однородных тембрах, к примеру, с двумя голосами и двумя скрипками, лучше будет восприниматься гармоническое звучание. Если звучат разные тембры, то яснее воспринимается горизонтальное звучание. В результате нужно стремиться к тому, чтобы ученики научились записывать музыку в широком ее разнообразии.
При этом необходимо требовать, по возможности, от них абсолютной фиксации услышанных звуков, то есть записи динамики, штрихов,агогики. В этом и состоит конечная цель музыкального диктанта. Итак, диктант является проверкой результата развития музыкального слуха, формирования определенных умений, навыков и получения знаний. Есть немало разных видов диктантов, различных методик работы, при использовании которых преподавателю нужно помнить, что его главной задачей является обучение записи музыки. Зачастую контрольные музыкальные диктанты помогают проверить успеваемость учеников.