Инструмент кифара
10.07.19
Кифара – древнегреческий музыкальный инструмент, который относится к классу щипковых струнных. Он был одной из самых популярных разновидностей лиры в античные времена.
Описание
Кифара была одним из самых распространенных струнных музыкальных инструментов в древнегреческую эпоху. На ней играли исключительно мужчины, извлекая звучание с помощью костяного плектра – он крепился к инструменту с помощью шнурка. У кифары был тяжелый плоский деревянный корпус с фигурными и прямыми очертаниями, а к корпусу были прикреплены струны. В классической кифаре шестого столетия было семь струн, позднее в экспериментальных образцах их число увеличилось до двенадцати.
Легенды о кифаре
Согласно одной из древнегреческих легенд, однажды Гермес изготовил лиру из черепашьего панциря и тонких полос кожи быка, которые он применял в качестве струн. При этом, чтобы получить кожу, Гермес не смог найти ничего лучшего, чем выкрасть быка у своего родного брата Аполлона. К слову, древнегреческий народ нередко приписывал именно Гермесу такие замашки, по этой причине он считался покровителем не только деятелей торговли, но и мелких жуликов и воров.
Решать вопрос о воровстве быка Аполлон отправился к Зевсу, однако Гермес с помощью своих песен и шуток настолько сильно его рассмешил, что было принято решение урегулировать спор мирным путем. Так, жульничество и обман привели к возникновению удивительного инструмента, ставшего предком современной гитары.
Как выглядела кифара в древности?
Кифару считают непосредственным потомком лиры. Она отличается количеством струн и строением. Данный инструмент имеет семь одинаковых струн, крепящихся к плоскому основанию из сплошного куска дерева. Струны производились из выделанных кишок и сухожилий домашних скотных животных. Затем их натягивали с помощью двух дуг от основания. Дуги имели вид лука без тетивы.
Музыкант, который играл на инструменте кифаре, выдавал из нее звуки с помощью каменного приспособления – плектрона, крепящегося к основанию инструмента. На кифаре играть нужно было правой рукой, а левой, в случае надобности, гасили колебания струн. Во время игры музыкант держал инструмент на плече и поддерживал тканевой или кожаной повязкой, замотанной на запястье. Исполнитель мог самостоятельно менять звучание не только за счет силы, прикладываемой к струне, но и за счет изменения их натяжения, что позволяло менять высоту звучания нот. В основном на кифаре играли стоя, хотя осталось несколько изображений и фресок на посуде, где музыкант с инструментом сидел на стуле.
В конце седьмого века до нашей эры кифара стала главным музыкальным струнным инструментом, применяемым на разнообразных представлениях. Хотя до этого времени возникло множество сходных инструментов, кифара по достоинству считалась уделом истинных профессионалов. Музыканты с кифарой всегда были желанными гостями на публичных выступлениях и концертах, на спортивных соревнованиях и конкурсах.