Анекдоты о музыкальном образовании


Инструмент кеманча

30.04.19

Кеманча – струнный смычковый музыкальный инструмент. Его история возникновения связана с культурой многих государств: Греции, Азербайджана, Дагестана, Армении, Ирана, Дагестана, Грузии. В странах Ближнего и Среднего Востока кеманча считается национальным инструментом.

Происхождение кеманчи

Считается, что данный музыкальный инструмент происходит от персидской кеманчи. Персидская кеманча – самая древняя, она стала прародительницей различных видов кеманч. В переводе с языка персов данное понятие означает «маленький смычковый музыкальный инструмент». В персидском варианте кеманча выглядела иначе. Она имела деревянную шейку округлой или прямой формы, деку, изготовленную из тонкой кожи змеи или рыбы, иногда даже из бычьего пузыря. Смычок был лукообразным, на нем использовался конский волос.

Разновидности музыкального инструмента

Кеманчи могут быть представлены в разных вариантах, что зависит от страны, где они создаются. Как правило, в Армении применяются четырехструнные разновидности, в Турции – трехструнные, у курдов – двухструнные, также бывать инструменты с шестью струнами. Также есть и азербайджанская кеманча.

Армянская кеманча

Впервые о кеманче упоминалось в девятом-десятом столетии, когда во время археологических раскопок древнего армянского города Двины была найдена чаша, на которой изображен певец с кеманчей в руках. Это было большим событием. До этого момента рождение инструмента датировалось двенадцатым столетием. Древняя кеманча обладала длинным грифом и опорой, только одной струной. В скором времени прибавились еще две, а современный инструмент обладает четырьмя струнами. Самой большой своей популярности армянские кеманчи достигли в шестнадцатом столетии.

Турецкая кеманча

У турецкого народа также был свой прародитель данного инструмента, который назывался кеменче. Корпус его имел грушевидную форму, будто грушу разрезали вдоль. Ширина инструмента около 15 сантиметров, длина примерно 40 сантиметров. Музыкант удерживает инструмент при игре вертикально, однако играет только ногтями, а не подушечками пальцев. Точных сведений о месте и времени происхождения турецкого музыкального инструмента нет, но ученые предполагают, что это девятый-десятый века. Инструмент получил распространение на берегах Черного моря. В эпоху Османской империи персидская лира получила второе название – кеменче. До двадцатого столетия в Турции на ней играли повсеместно, также инструмент использовался в южной части России, а затем и в Греции.

Родственные инструменты кеменче обладают формой в виде бутылки, длиной шеей и узким резонатором. Монолитный корпус производится из древесины сливы, граба или шелковицы, верхняя дека изготавливается из сосны. До начала двадцатого столетия струны изготавливали из шелка, звучание было достаточно слабым, не звонким, но мелодичным и приятным. Музыканты играли на кеманче стоя и сидя, очень часто в кругу семьи и танцующих людей.




статистика посещения интернет
Rambler's Top100