Голосообразование и голосоведение в обучении пению
30.10.19
В современных вокальных школах изучение пения протекает одновременно в двух направлениях. Первое – это освоение голосообразования и навыков певческого голосоведения при помощи вокализов и упражнений. Второе – это освоение ряда произведений с различной степенью раскрытия их художественной идеи, в зависимости от одаренности и навыков обучающихся. Также при этом ученики знакомятся с богатством вокальной литературы, изучают книги, посещают концерты, слушают записи знаменитых классических произведений.
Важность голосообразования для вокалиста
Данное направление является фундаментом в обучении вокалу, на котором должен строиться второй этап работы с учениками. Как без надежного фундамента не бывает качественного здания, так и без правильной вокальной школы не будет формироваться хороший вокалист, какими бы талантами ни одарила его природа в плане эмоциональности и музыкальности. Тем не менее, совмещение обоих направлений в одном потоке может стать угрозой того, что начинающий певец не успеет освоить вокальные навыки и понимание упражнений, а уже начнется еще более трудная работа с произведениями. Ученик может потерять все, что он приобрел во время обучения.
В некоторых случаях нужно задержаться только на вокализах и упражнениях, дать ученику возможность закрепить полученные навыки и лишь после этого перейти к достаточно простым произведениям. Первый этап обучения не терпит спешки и суеты. Понять требования, воспринять координацию всех процессов нужно всем организмом, а не только интеллектом и волей, хотя от данных качеств вокалиста многое зависит.
В чем сложности освоения пения?
Многим педагогам достаточно сложно психологически работать с новичками только над вокализами и упражнениями, так как у них нет достаточного осознания, глубокого понимания необходимости и ценности данного этапа обучения. Ученику может стать скучно на упражнениях, он будет стремиться сразу начинать петь. Цель педагога – заинтересовать ученика, донести до его сознания цель данной работы, ее важность и потребность, постепенность в строительстве голосового аппарата – музыкального инструмента певца. Огромное внимание должно обращаться на подбор репертуара для новичков с учетом их потребностей и индивидуальных способностей.
Во время работы над голосом важно регулярно заниматься, также значение имеет физическое состояние голоса поющего, а также его организма в целом. Нужно научить начинающего вокалиста правильно чувствовать состояние своего организма, своевременно принимать требуемые меры для оздоровления, однако об этом можно узнать из книг по гигиене голоса, где описаны правила ухода за ним.
Таким образом, обучение искусству вокала – процесс кропотливый и длительный, в котором важна система. Занятия могут иметь различное построение: нужно научиться петь вокализы и упражнения, и на этой базе постепенно достигать технического совершенства голоса, его виртуозного звучания.