Анекдоты о музыкальном образовании


Почему в фортепиано только 88 звуков?

Человеческий слух является очень чувствительным, у нижнего предела музыкального диапазона он замечает перемену частоты колебаний всего лишь на герц. А на середине диапазона – на два или три герца, в самой высокой границе – на пять герц. Иными словами, если увеличивается частота, к примеру, до с 50 до 51 герца, то человек замечает, что звучание стало выше. Следует вспомнить, что пределы музыкального диапазона простираются с 6 до 4700 герц. Несложно рассчитать, что человеческое ухо в этом диапазоне сможет различить по высоте более полутора тысяч звуков музыки. Конечно, можно предположить, что и в музыке должно применяться столько же звуков. Между тем, их в целом меньше сотни.

В чем секрет фортепиано?

Фортепиано, которое охватывает практически весь диапазон целиком, имеет всего 88 звуков, и это практически все, что у нас есть. Можно добавить несколько наиболее низких и высоких звуков органа, однако это не выручает – в любом случае количество применяемых звуков в музыке останется меньше в полтора десятка, чем то количество, которое может воспринять человеческое ухо и при этом различить их по частоте.

Таковой является главная загадка – почему человек выбрал всего 88 звуков из 1,5 тысячи возможных, а все другие вообще оставил за пределами музыки?

Не стоит полагать, что было бы сложно построить музыкальный инструмент со столь огромным числом клавиш. А если бы такое и удалось, то играть на этом фортепиано было бы сложно. Пожалуй, это мнение имеет свою логику, но не объясняет причину. Существует инструмент, который дает возможность музыканту использовать примерно 400 звуков – это скрипка. На грифе этого инструмента не порогов, а при перемещении пальца, нажимающего на струну, на пару миллиметров уже обеспечивает звучание новой высоты. Тем не менее, скрипач, какие бы тяжелые пьесы он ни играл на концерте, применяет не четыреста возможных, а только примерно 50 звуков, даже когда выступает не один.

Почему на пианино одни клавиши белые, а другие черные?

На этот вопрос можно ответить с помощью элементарной арифметики. Чтобы не получать его в готовом виде, нужно кратко пройтись по истории тех звуков, из которых человек строил все свое великое здание музыки.

Возьмем, к примеру, число 100. Мы не говорим о предметах, а просто о числе. Оно может быть выражено как 10х10. Если положить перед собой линейку длиной в метр, то мы увидим, что десятки обозначаются длинными линиями. Это словно каркас, где расположены более мелкие черточки – они означают единицы. Такую линейку в определенной степени можно сравнить со звукорядом в музыке. То число звуков, которые мы используем в музыке, также имеет определенный каркас – октавы. Так, в звукоряде каждый восьмой звук, рассматривая только белые клавиши, завершает октаву, открывая при этом следующую. Внутри октавы также есть свои границы – они и отмечаются черными клавишами.




статистика посещения интернет
Rambler's Top100